В апреле 2024 года в Вышке распустили большой общеуниверситетский Студсовет. Через семь месяцев после этого проректор ВШЭ Дмитрий Земцов внес правки в положение о студенческом самоуправлении — теперь органы самоуправления практически полностью зависят от решений администрации. В ответ на это студенты и выпускники Вышки запустили открытое письмо против новых поправок.
«Гроза» рассказывает, как проректор Дмитрий Земцов разрушает студенческое самоуправление и что об этом думают сами студенты.
Мы изменили имена героев по их просьбе.
«Закручивание гаек идет с самого вступления Земцова в должность проректора, но особенно обороты приобрело в последние два года. В 9 и 10 созывах [большого Студсовета] уже в широких чатах открыто шли разговоры в духе „мы обязаны высказаться, но если сделаем это, нас могут распустить к чертям“. Как правило, это касалось публичных заявлений о тех или иных изменениях в вузе. Было и пару кейсов с направлением представителей [Студсовета] в университетские органы», — рассказывает один из источников «Грозы», близкий к руководству Студсовета.
3 апреля 2024 года Земцов подписал приказ о роспуске большого общеуниверситетского Студсовета. Как сообщала Лаборатория университетской прозрачности («Лупа»), причиной стал конфликт студентов с администрацией вуза: члены Студсовета выступали против изменений в положении о промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости студентов (ПОПАТКУС) и против включения в состав совета представителя российского движения детей и молодежи (РДДМ) «Движения первых».
«Вся эта история с РДДМом максимизировалась, потому что большой Студсовет позволил это сделать. Большой Студсовет придерживался политики, что он дружит с проректоратом и с администрацией, и очень часто шел на уступки. И как раз документ, в который сейчас вносят поправки, это документ, который приняли год назад, и который разрабатывал Большой Студсовет. В нем было много, конечно, положительных моментов для нашей работы со студентами, и при этом пошли на уступки, пришли к компромиссу, что все-таки РДДМщик у нас будет, просто у РДДМщика был минимальный вес [в принятии решений]», — рассказывает один из источников «Грозы».
Как отмечает источник «Грозы», среди рисков был не только роспуск, но и исключение Студсовета из университетских органов, в которых реализовывалась совместная работа с представителями администрации. Это ограничивало возможность помогать студентам и влиять на решения администрации.
«Фактически, роспуск [Студсовета] был обусловлен тем, что Земцову было необходимо „убрать“ тех людей, которые мешали ему установить полный контроль над студенческим самоуправлением в Вышке и, возможно, по его мнению, представляли какую-то угрозу его дальнейшим планам», — утверждает источник.
Также незадолго до роспуска стало известно о списке «нежелательных» студентов в Студсовете. Один из членов руководства Студсовета говорит, что в этом списке находилось 20 имен. Среди них — три последних директора Исполнительного офиса Студсовета, глава Комиссии по реформированию, руководители Правового, Информационного, Социального комитетов, Комитета по качеству образования, Комитета по цифровизации, делегаты от различных факультетов, а также несколько студентов-активистов без должностей.
После роспуска Студсовета некоторые участники самоуправления начали покидать свои должности, рассказывает источник «Грозы». Например, из локальных Студсоветов ушли председатель и зампредседателя Студсовета факультета права, председатель Студсовета высшей школы бизнеса, председатель и зампредседателя факультета креативных индустрий.
1 октября 2024 стало известно о новых поправках в положение о студенческом самоуправлении. Согласно новым правилам, теперь положения о факультетских (локальных) Студсоветах будут утверждаться администрацией университета, а не большим Студсоветом, как это было раньше. Так, руководство вуза получает возможность контролировать Студсоветы и на уровне факультетов.
Кроме того, студенческие органы самоуправления должны публиковать информацию о своей деятельности исключительно на платформах, которые контролирует администрация вуза, что позволит руководству ВШЭ удалять любые материалы по своему усмотрению.
Также администрация, а не сами Студсоветы, будет утверждать правила выборов в Студсоветы, а представители «Движения первых» получат усиленный вес голосов, который будет равен количеству участников их организации.
«Как нам сказал один из наших преподавателей, Студсовет нужен для учета мнений студентов. Учитывать мнения студентов мы будем, но ничего большего. То есть там активно в лицо говорят, что мы имели слишком много веса, и что теперь мы больше не должны этого делать», — говорит один из источников «Грозы», знакомый с работой локальных Студсоветов.
Источник, близкий к руководству большого Студсовета, также убежден, что новые правки ведут к «тотальному демонтажу автономности» прежнего студенческого самоуправления в ВШЭ. Проректор Дмитрий Земцов получает возможность менять нормативные акты, которые регламентируют работу студенческого самоуправления, «когда ему захочется».
2 октября ученый совет принял поправки практически без изменений, утверждает телеграм-канал inside hse. Студентов и представителей Студсовета на заседание по правкам не пустили, хотя это нарушает пункт 4.2 регламента работы ученого совета — каждый из обучающихся может прийти на заседание.
Один из членов локального Cтудсовета опасается, что теперь в студенческом самоуправлении будут участвовать только лояльные администрации люди — например, члены «Движения первых» и участники «ГосВышки», которая также курируется проректором Земцовым. Источник «Грозы» указывает, что решения о дисциплинарных взысканиях будет принимать исключительно администрация.
«Это не будет мешать отчислять неудобных студентов или заставлять их платить полную цену за обучение», — говорит источник «Грозы».
Несмотря на принятые поправки и роспуск большого Студсовета, бывшие его члены все равно пытаются освещать происходящее в ВШЭ.
«На данный момент бывшие члены Студсовета, как можно заметить по некоторым публикациям в СМИ, ведут в основном информационную деятельность, освещая тот треш, который остановить без прямой помощи самого студенчества уже не могут. Однако это не все.
Пока более подробно и прямо сказать не могу, но хотелось бы донести до читателей, что часть команды бывшего Студсовета не бросает надежды и продолжает трудиться, чтобы отбить независимые органы, представляющих студентов в Вышке», — говорит один из членов руководства Студсовета.
В ответ на изменение положения о студенческом самоуправлении студенты и выпускники ВШЭ запустили открытое письмо против поправок в положение о самоуправлении. Сейчас его подписали более 1300 человек.
4 октября проект «ГосВышка» прислал подписантам приглашение на встречу с проректором Земцовым. «Он [Земцов] увидел твое ФИО в открытом письме против его поправок в положение о самоуправлении и заинтересовался твоим мнением», — уверяет в письме «ГосВышка». Такие сообщения получили студенты, которые когда-либо пытались принять участие в «ГосВышке».
«Мне кажется, что они это отправили, чтобы просто нас запугать. Они, наверное, думали, что мы поодиночке будем сидеть и будем [переживать]: „Ах, что же сейчас будет с нами“. А когда ты видишь, что эти клипованные письма отправлены абсолютно всем, конечно, тебе становится... ну, бля, они просто хотели нас попугать. Чем вы нас попугали? Куда мы на личную встречу пойдем? <...> Что за бред?», — рассказал «Грозе» один из читателей, который получил это письмо.
Студентка Карина рассказала «Грозе», что решилась подписать письмо, так как считает Студсовет важным инструментом для обеспечения прав студентов. Ей приходилось обращаться в органы самоуправления, например, когда возникали проблемы с расписанием экзаменов.
«Однажды представитель Студсовета присутствовал во время экзамена, так как на преподавателя поступали жалобы. Учитывая это, гораздо спокойнее было бы иметь организацию, в которую можно обратиться для защиты прав и получения помощи. Еще Студсовет точно помогал с установкой вендинговых автоматов, контролировал качество питания.
Кроме того, именно Студсовет отвечал за адаптацию образовательного процесса под интересы студентов. Та же система накопа [накопительная система оценивания] была введена во многом благодаря Студсовету.
Страшно оставаться без инструментов обратной связи и без омбудсменов. Одногруппники тоже сильно не вникали, но все выражают беспокойство и негодование. Некоторые репостили информационные посты об этом (и письмо) в свои телеграм-каналах», — рассказывает Карина.
Еще одна студентка Вышки Майя подписала письмо, так как согласна с его содержанием.
«В университете, где постоянно говорится о важности самоуправления студентов, его отсутствие — полный кошмар. Без этих институтов студенты остаются подвластны всему, что придет в голову администрации, которая не имеет в приоритете интересы студентов. Я готова подписаться под каждым словом письма. Если меня привлекут к ответственности за то, что я считаю, что Студсовет должен состоять из студентов, выбираться студентами и управлять им должны они же — ну ладно», — делится студентка Майя.
Ей Студсовет и Уполномоченный по правам студентов помогли решить проблему со столовой на Старой Басманной. В сентябре этого года студенты заметили в еде червяков.
«До этого от столовой поступали [сообщения] по типу „это фейки“ и „в еду это не попало“. Благодаря Студсовету прошла дезинфекция в столовой. Вообще ситуация была сюр, потому что как только факт наличия насекомых стал известен массам, столовая начала проводить дегустации бесплатные, чтобы люди туда ходили», — рассказывает Майя.
Другая студентка ВШЭ Вероника убеждена, что Студсовет должен быть независим от администрации, чтобы выполнять свои обязанности — помогать студентам и защищать их от произвола администрации и преподавателей. Ей также приходилось обращаться за помощью в органы самоуправления.
«Например, нам ставили экзамены слишком поздно, по правилам их должны, кажется, за неделю или за две недели ставить в расписание. А у нас было такое, что они появлялись в расписании в самом начале сессии, уже на сессионной неделе. Тогда я писала представителю [локального] Студсовета с объяснением проблемы, и мне помогали целое письмо написать в учебный офис, составить его, правильно все оформить. К сожалению, не всегда это помогает решить проблему, потому что у учебного офиса бывают такие факапы, что уже поздно что-либо решать, они просто ошиблись, и всё. Но всё равно Студсовет помогает разобраться и понять, собственно, где произошла ошибка», — говорит Вероника.
Для еще одной студентки — Саши — поставить подпись в открытом письме, это способ сказать «нет» действиям администрации вуза. Хотя девушка не уверена, что открытое письмо поможет сохранить студенческое самоуправление в Вышке.
«У нас сейчас механизм такой: когда мне что-то не нравится, я иду в учебный офис и говорю, что мне не нравится. А рано или поздно они скажут: да иди ты нахуй, нам вообще без разницы, что тебе тут не нравится», — считает Саша.
Девушка признается, что подписать письмо было спонтанным решением: «Я сидела, думала, подписывать нет, а потом мне что-то вина бахнула подруга, и такая, ну, блин, ну что они мне сделают? Я еще увидела, что там 750 человек подписалось. Я подумала, ну что, они 700 человек, что ли, будут отчислять?».
Вероника предполагает, что большинство студентов не задумываются о том, кто защищает их права в университете и воспринимают Студсовет как данность. «Никто даже не задумывается о том, что будет, если вдруг Студсовета не станет. Поэтому, к сожалению, мне кажется, большинству всё равно», — говорит Вероника.
Все студентки говорят — они не уверены, что открытое письмо как-либо изменит ситуацию. Майя, например, объясняет, что сейчас студенты не готовы сильно выступать против администрации из-за страха.
«Думаю что до пикетов или протестов нам далеко. ПОПАТКУС новый, который привел к огромному количеству отчисленных, не вызвал какую-то жесткую реакцию студенческого сообщества, именно каких-то противодействий массовых не было. Думаю, что и здесь будет так же. Люди, которые не готовы мириться с новыми правилами, покинут посты», — считает девушка.
Саша также отмечает, что администрация Вышки вряд ли обратит на письмо внимание — разве что «возьмет на карандаш» тех студентов, которые его подписали.
«Я желаю Вышке исцеления. Я желаю Вышке вспомнить, как круто быть студентом. Как круто, когда ты можешь исследовать. Потому что мир науки, мир академии, он настолько какой-то безграничный и классный, он настолько интересный, и изучение чего-то столько тебе дает. И мне очень жаль, что, во всяком случае, студенты моего курса не чувствуют причастности, они думают, что их это не коснется. Но это коснется всех», — считает Саша.
Вероника же настроена более оптимистично. Она считает, что члены Студсовета смогут продолжать свою деятельность и без поддержки администрации университета.
«Люди, которые состоят в Студсовете и готовы работать и помогать, не исчезнут просто так от того, что администрация захочет что-то поменять. И тогда уже Студсовет превращается в какой-то орган самоорганизации и взаимопомощи, чем в что-то официальное, но все же Студсовет не заканчивается на изменении каких-то документов и на роспуске большого Студсовета», — говорит Вероника.