Сервис «Френдли» помогает начинающим популяризаторам науки с поиском финансирования и выходом на аудиторию. Вы тоже можете к ним обратиться.
Вот четыре истории тех, кому помог «Френдли».
По образованию я литературовед, кандидат филологических наук, специалист по прозе эмигрантов первой волны. Но с 2005 года занимаюсь уже не наукой, а научной журналистикой. Я была научным обозревателем на «Радио Свобода», много лет работала на телевидении, участвовала в запуске различных мультимедийных проектов.
Параллельно сотрудничала с газетой научного сообщества «Троицкий вариант — наука». В газете ученые не только обсуждали науку, но и высказывали свою гражданскую позицию по разным вопросам. 24 февраля 2022 года они тоже не промолчали: на сайте «Троицкого варианта» начался сбор подписей против боевых действий в Украине. Вскоре сайт газеты заблокировал Роскомнадзор, а само СМИ объявили иноагентом.
Ровно через год мы, ученые и авторы газеты, которые выехали из России, организовали новую мультимедийную площадку — T‑Invariant Media. Наши партнеры — RASA, ассоциация русскоговорящих ученых за рубежом. Мы создали платформу, чтобы обсуждать на ней те вопросы, которые больше невозможно поднимать в российских медиа, и объединять научное сообщество.
Одна из центральных для нас тем сейчас — это наука после 24 февраля 2022 года. Мы хотим рассказать как можно более широкой аудитории о том, что наука стала той областью, для которой последствия происходящего сегодня очень ощутимы. События 2022 года поставили огромное количество этических вопросов перед учеными, о которых важно говорить во весь голос, вот почему у нас есть подкаст «Вторжение».
Мы пытаемся понять, что сегодня собой представляют Russian studies и как меняется поле российской науки и науки на русском языке в цикле бесед с представителями гуманитарных и общественных наук «Есть смысл».
Мы много рассказываем про «утечку мозгов» из России, о тех потерях, что несёт страна сегодня, и одновременно пытаемся осмыслить этот процесс в ретроспективе предыдущих волн отъездов интеллектуалов из России. Это мы обсуждаем в цикле видео «Философский самокат».
Я считаю, что писать о ней важно по трем причинам:
Сейчас для нас очень важна связь с российской аудиторией: мы хотим наладить с ней диалог, донести до нее как можно больше наших материалов. Но эта связь затруднена, так как часть материалов доступна только через VPN, и не все могут им пользоваться. Проще делиться аудио и видео, чем текстом, так как наш сайт в России заблокирован, но в стране остаются YouTube и платформы для подкастов — «Яндекс.Музыка», например.
Чтобы наладить связь с нашей аудиторией, я и другие авторы нашего медиа обратились к краудфандингу. Мы зарегистрировались на «Френдли», чтобы собирать средства на выпуск наших материалов, прежде всего — качественных видео и подкастов.
Сейчас мы пытаемся как можно больше говорить о своем сборе на «Френдли», привлечь к его продвижению лидеров мнений. Ведь мы предлагаем разнообразный, контент, насыщенный сложными смыслами. Будет здорово, если с помощью «Френдли» о нас узнает больше русскоговорящих людей, и в итоге и платформа, и мы станем связующим звеном для всех них.
Я учился в медицинском институте, но на старших курсах понял, что не хочу быть врачом. Решил сменить специальность — поступил в аспирантуру Института экспериментальной медицины по иммунологическому направлению. Там проучился два года, уже готовился писать диссертацию, но понял, что наука и работа в ней тоже меня не очень привлекает.
Еще со студенческих лет я состоял в «Обществе скептиков»: читал открытые лекции, организовывал встречи дискуссионного клуба. Мне были интересны совершенно разные темы, не только медицина. Например, первую лекцию я прочел в День космонавтики про высадку американцев на Луну и связанную с этим теорию заговора.
В общем, я понимал, что у меня хорошо получается говорить, но не знал, как сделать это своей профессией. Случайно узнал про магистратуру по научной коммуникации в университете ИТМО — и решил попробовать себя в этом. Забрал документы из аспирантуры и принес в магистратуру. Следующие два года изучал научную коммуникацию и по-прежнему горел своей идеей рассказывать людям об интересном.
Потом у меня родилась идея выпускать подкаст о науке и критическом мышлении — примерно то же, что я делал в «Обществе скептиков», только в другом формате. У нас в ИТМО как раз была своя радиостудия, и моя подруга там работала и пропускала меня записываться — на этой студии в 2018 году и появились первые выпуски моего подкаста «КритМышь».
Вот таким странным и витиеватым путем я пришел к делу своей жизни, которым занимаюсь уже пять лет. За это время мой подкаст сильно изменился. Сначала я думал, что это будут зарисовки из жизни людей, которые могут чем-то поделиться, но потом понял, что надо уходить от персоналий, и сфокусировался на темах, которые мы обсуждаем с человеком.
Сейчас это альманах разговоров на широкий спектр тем — от философии и политологии до физики и химии.
Подкаст выходит еженедельно. Один из самых популярных выпусков был с автором подкаста «Закат империи» Андреем Аксеновым, в котором он рассказывал о событиях 1917 года и падении Российской империи.
Сейчас я называю себя ведущим подкаста и несостоявшимся ученым, популяризатором науки и просто любопытным человеком, который любит беседовать с умными гостями. От популяризации науки я скорее отошел: я не выхожу к людям и не рассказываю то, что им нужно знать. Я выпускаю подкасты не с целью просветить, а с целью заставить людей обдумать что-то самим или обсудить с друзьями — предложить пищу для размышлений, какую-то интересную идею или ракурс. У моих слушателей интеллектуальный голод, они разносторонние, им интересно узнавать про многое. И моя цель — расширить их кругозор.
С самого начала я финансировался в основном за счет донатов слушателей, обращался к краудфандинговой монетизации. Я хотел бы не зависеть от рекламодателей, а иметь возможность полностью сосредоточиться на записи бесед и посвящать свое время работе, которую я очень люблю. «Френдли» для меня — еще одна возможность продолжить свой бесконечный «марафон» и рост.
Я потомственный биолог — в третьем поколении. Мне всегда было интересно, как устроена природа, как все в ней работает. Я окончила биологический факультет, потом 18 лет работала в Институте экологии растений и животных УрО РАН, защитила диссертацию по исторической экологии — это наука о том, как и почему менялись экосистемы в последние несколько тысяч лет — и стала кандидатом биологических наук.
Быть биологом среди биологов — классно: у меня прекрасные коллеги, замечательный круг общения. Но вскоре я стала понимать: мы замкнуты внутри собственного сообщества — работает нас в институте 300 человек, а все остальные не знают, что мы делаем и зачем.
И я занялась научными коммуникациями в институте: публичными связями, контентом для сайта, взаимодействием с журналистами. Моей целью было рассказать другим о нашей деятельности и популяризировать биологию.
В то время я еще раз убедилась, что большинство людей ничего не знает о биологии и насколько она на самом деле многим из них интересна. И в 2016 году я основала EkaterinBird — стала проводить для горожан экскурсии про птиц, читать лекции по биологии. Своим проектом я хочу показать, что город — неизведанная рядом с нами среда. Ведь современные города — это целые острова, созданные людьми и не до конца изученные. Чтобы открыть новый и незнакомый для себя мир, не надо ехать в заповедные дебри, достаточно выйти в соседний парк. Мы — первооткрыватели островов-городов: я стараюсь «поймать» этот эффект и передать его людям, чтобы они здесь себя так же чувствовали.
Мне кажется, изучать природу важно и полезно, это меняет сознание человека — происходит экологизация мировоззрения. Часто мы воспринимаем себя как создателей и двигателей экосистемы. Но на самом деле эта система, где человек важный, но не единственный и не главный элемент. Надо знать и уважать все элементы природы, иначе мы не выживем. И здорово показывать важность других элементов на примере птиц, поэтому многие мои экскурсии посвящены именно им. Очень интересно наблюдать, как птицы осваивают новую для себя среду обитания — городскую. Тем более что здесь это делать легко — в городе птицы привычны к присутствию человека и подпускают его к себе.
Последние годы я уже не работаю в институте и занимаюсь в основном своим проектом. Считаю, что популяризировать науку важно: когда человек больше знает об окружающем мире, у него есть научные сведения, он чувствует себя увереннее.
Но биологи знают, что это не первый кризис в истории планеты, и понимают, что кризис — это еще не катастрофа. Если мы знаем, какие кризисы уже были и как биосфера из них выходила, мы можем влиять на то, чтобы не попасть в число вымерших видов. Надо помогать земле пережить этот кризис, а для этого — понимать его механизмы и уметь договариваться между собой.
«Френдли» для меня — один из способов поддержать проект. Я собираю средства, чтобы развивать сообщество натуралистов Екатеринбурга и чтобы еще больше людей узнало о способах извлечь пользу из сохранения и бережного обустройства очагов природы в городе.
Ранее у меня был опыт сбора средств через краудфандинг на Planeta.ru — мы успешно провели четыре кампании. И я понимаю, что краудфандинг — это непросто: этот способ сбора средств трудоемкий, занимает много времени, надо постоянно продвигать контент. Это все большая работа и ответственность. Но это хороший источник средств на социально значимые творческие проекты: благодаря нему ты получаешь отдачу от людей, понимаешь, что твой проект находит отклик у них — это преимущество, которое дает краудфандинг, и ради него им стоит заниматься.
С детства космонавтика была рядом со мной: моя бабушка работала в космической отрасли — делала двигатели для ракет. Всегда, когда я оставался у бабушки и дедушки, мне вместо книжек со сказками показывали разные энциклопедии с ракетными двигателями, и я уже в раннем детстве знал, как устроена ракета.
Когда окончил школу, я пошел учиться в Московский авиационный институт на кафедру жизнеобеспечения. Однажды у нас в вузе была встреча с космонавтом, и я вспомнил свое былое увлечение и подумал: а почему бы мне самому не попробовать стать космонавтом?
Поэтому после вуза я пошел работать в Центр подготовки космонавтов. Мне повезло: в моей работе было как общение с людьми, так и применение знаний по технической части. Шесть с половиной лет я объяснял космонавтам, как не навредить себе и выжить на орбите. Это был важный для меня опыт: в Центре я понял, что умею делать лучше всего — объяснять сложные вещи простым языком.
Потом моя карьера сделала неожиданный поворот: из-за болезни мне пришлось распрощаться с мечтой о космонавтике. Я был в депрессии. Стал задаваться вопросом: что я еще умею делать, куда мне податься? Вдруг попалась вакансия в Московском музее космонавтики — я вспомнил, какой вывод сделал о себе на прошлой работе и подумал, почему бы нет? И я стал старшим научным сотрудников музея, по факту — куратором образовательных программ, экскурсоводом и лектором в перерывах.
На этой работе мне важно было не только водить одни и те же экскурсии, но и придумывать, как «донести» космос до людей — сделать так, чтобы космонавтика стала им интересна.
В прошлом году я был вынужден уйти из музея, и у меня появилось много времени, чтобы начать делать то, о чем я давно мечтал — рассказывать о двух своих главных увлечениях: космосе и культуре. Я думал о формате и остановился на подкасте: технически нужен минимум, а дальше все зависит от тебя и твоей фантазии. Сначала я связывал космонавтику и культуру, говоря о книгах, потом подумал, что это скучно, и теперь рассказываю о том, как космонавтика изменила нашу культуру, веру, обычаи, искусство и даже мемы. Я вижу свой рост, получаю удовольствие от того, что делаю.
Приятно, что я получаю вопросы от слушателей — в основном детей, подростков и студентов, изучающих космонавтику. Для последних это уже обязанность, какое-то неизбежное зло, а ты вдруг говоришь им — это нескучно, это про нас, космонавтика — это мы.
Подкаст мне денег пока не приносит, а для красивого и качественного оформления выпусков нужны средства, и мне не хотелось бы тратить личные. Недавно я нашел Френдли — краудфандинговую платформу, на которой можно собрать деньги от желающих тебя поддержать. Регистрируясь, я прошел путь от «я не буду просить денег» до «это нормально, когда творец предлагает за свои услуги заплатить». Сначала мне было стыдно просить друзей поддержать сбор. А потом подумал: но ведь они не просто так дают мне деньги, а платят за развлечение и за новые знания. Теперь я точно уверен: это не плохо, а нормально, что увлеченный своим делом человек получает какие-то преференции.
«Френдли» — независимая онлайн-платформа для поддержки иллюстраторов, поэтов, писателей, сценаристов, подкастеров, видеоблогеров, авторов художественных или документальных фильмов, фотографов и других создателей контента.
Как стать автором и зарегистрироваться на платформе Френдли, читайте по ссылке.