Относительно недавно в Татарстане появился новый спонсор городских дискуссий, проектов и развлечений — нефтегазохимическая компания «Сибур». В республике она выстраивает себе крепкий имидж прогрессивной компании, которая поддерживает экологию, культуру и городскую среду. Гораздо менее «Сибур» известен поставками на сотни миллионов рублей оборонно-промышленному комплексу России и топливом, на котором российские ракеты летят рушить украинские города.
Одним из пиар-флагманов «Сибура» в Татарстане стал лайфстайл-журнал Enter — который, впрочем, и без «Сибура» не против поучаствовать в поддержке войны против Украины.
«Сибур» — очень большая частная компания, буквально самая крупная в России из тех, которые занимаются газопереработкой и нефтехимией. На «Сибур» приходится более 40% выпускаемого в России полипропилена. Еще компания производит сжиженные углеводородные газы, полиэтилен, пластик, продукты оргсинтеза, топливные компоненты и другую нефтехимию. Продукцию компании используют в производстве потребительских товаров, автомобилей, строительстве, энергетике, в химической и, конечно, оборонной промышленности.
Выручка компании за 2021 год составила 523 миллиарда рублей — для сравнения это чуть меньше 14 бюджетов Казани на 2023 год, который составил 37,8 миллиардов рублей. «Сибур» занимает 14 место в рейтинге «Форбс» крупнейших частных компаний в России за 2021 год, 15 место по чистой прибыли и 14 место по уплаченному в 2022 году налогу на прибыль.
Поглощение «ТАИФа» сопровождалось умеренной пиар-активностью «Сибура» в Татарстане. Например, за пару месяцев до завершения сделки по поглощению, в июле 2021 года, компания пригласила татарстанских журналистов в Тобольск — чтобы редакции рассказали, каково городу живется с «Сибуром».
Судя по материалу KazanFirst, живется хорошо: в тексте подчеркивается, что «первое правило [„Сибура“] — не навредить природе». «По данным результатов независимых экспертиз, уровень загрязнения атмосферного воздуха в Тобольске на протяжении последних пяти лет остается низким», — пишет KazanFirst. Однако по данным издания «Проект» количество выбросов с 2015 по 2020 в Тобольске выросло на 154%.
Кроме этого, KazanFirst подчеркивает, что компания «развивает социальную среду для жителей города» — строит спортивные, медицинские и образовательные объекты. В конце статьи KazanFirst пишет, что в Татарстане «Сибур» «поможет развить бизнес, нарастить производство, расширить рынки присутствия, а также увеличить долю продукции с добавленной стоимостью».
Более подробный и чуть менее комплиментарный материал написало издание «Реальное время»: оно также рассказало об «экологичности» компании и о ее социальном вкладе в город. Например, редакция пишет, что первую за четверть века школу в Тобольске администрация построила тогда, когда в город пришел «Сибур».
Журналистка издания «Казанские ведомости», которое фактически принадлежит татарстанскому правительству, в отличие от авторов двух предыдущих текстов, написала более полный материал о работе «Сибура» в Тобольске — как минимум поговорила о «Сибуре» с местными жителями. Так, таксист заявил журналистке, что «многие тобольцы, сбегают от, как им кажется, вредного производства в Тюмень», а официантки в местном кафе рассказали, что «молодежь активно переезжает в другие более крупные города» из-за проблем с рабочими местами.
Со временем «Сибур» только наращивал пиар-активность. Первым делом, чтобы успокоить фанатов, в компании заявили, что не откажутся спонсировать казанский футбольный клуб «Рубин», который до поглощения спонсировал «ТАИФ». Кроме этого «Сибур» взял на себя обязательства поддерживать футбольный и хоккейный клуб «Нефтехимик».
Чуть позже, ближе к дате подписания последних договоров по поглощению, KazanFirst опубликовал статью, в которой объяснил итоги сделки:
«Разговоры о том, что республика потеряет одного из ключевых налогоплательщиков, с тех пор так и не утихают, и при этом акцент делается исключительно на отрицательных последствиях этой сделки. Между тем, плюсов гораздо больше», — пишет издание.
Основные выводы в материале такие: «Создание объединенной компании позволит усилить позиции России на рынках».
Не забыли и про плюсы для Татарстана: «появятся новые рабочие места, а выход на новые рынки положительно скажется не только на экономике России в целом, но и на регионе присутствия, то есть, Татарстане».
В комментариях на сайте издания «читатели» в восторге:
KazanFirst продолжил писать о «Сибуре». Вот только некоторое из того, что удалось сделать компании за год после поглощения, в оптике издания:
Отдельное внимание «Сибур» уделяет экологии:
Пиар-флагманом «Сибура» в Татарстане стал модный журнал о жизни и развлечениях Казани Enter. 18 февраля 2022 Enter объявил, что совместно с «Сибуром» запускает проект «Чисто в большом городе», в рамках которого создаст серию материалов об экологии и проведет цикл дискуссий «о новой культуре потребления и важных инициативах, меняющих ее».
Одним из самых больших мероприятий в Казани, которое провели при поддержке «Сибура», стал Летний книжный фестиваль «Смены». Компания оказывала поддержку в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».
Урбанизм, экология, экоурбанизм, спорт и экоспорт — это ценности, которые вшиты в маркетинговую стратегию компании. Вот, что «Сибур» пишет о себе на сайте:
Мы выпускаем востребованные продукты для общества и используем передовые технологии для создания новых возможностей, инвестируем в социальную инфраструктуру, улучшая качество жизни людей.
Еще немного: «Мы выпускаем современные полимерные материалы и вносим значительный вклад в сохранение природных ресурсов и экологического баланса», «Мы синтезируем будущее, инвестируя в инновации, создаем условия для прогресса», «Наша продукция повышает качество жизни и создает новые возможности для общества».
И последнее: «Вместе создаем лучшее будущее для людей и планеты».
Слева — кадр из некогда оккупированного украинского города Буча, в котором после освобождения обнаружили десятки тел убитых российскими военными мирных жителей Украины. Справа — боеприпасы, которые власти Украины нашли в городе почти сразу после освобождения.
Как пишет «Проект», самый длинный из этих боеприпасов — это, предположительно, противотанковая ракета 9М117М1-3 «Аркан».
Контракт составил 123 миллиона рублей. Это не всё — «Сибур» заключал сделки по поставке стирола и диэтиленгликоля Каменскому комбинату, который производит твердое ракетное топливо, твердотопливные заряды и ракетные двигатели для реактивных систем залпового огня «Град», «Смерч» и «Ураган».
Это, как писали «Вести», последствия удара «Града» по Бахмуту:
От города практически ничего не осталось:
Кроме того, «Сибур» поставлял стирол и бутилакрилат Пермскому пороховому заводу, который производит заряды к реактивным системам залпового огня, комплексам ПВО, заряды двигателей для авиаракет и стартово-разгонные системы крылатых ракет.
Из-за его владельца. Но руководство издания и без «Сибура» выражало готовность поддержать войну.
Ниже коммерческое предложение с сайта госзакупок по производству и распространению рекламы контрактной службы, которое подписал главный редактор Enter Данил Губайдуллин:
Губайдуллин заявил «Грозе», что «к интернет-журналу Энтер [этот документ] отношения не имеет», а также, что он «уточнит» — после чего перестал выходить на связь.
Вот как в том же документе обосновывается закупка:
Недружественные действия коллективного Запада по отношению к России вынудили нашу страну принять решение о проведении специальной военной операции на Украине, одной из целей которой является обеспечении безопасности Российской Федерации. С каждым днём недружественные действия коллективного Запада становятся более агрессивными, что вынуждает нашу страну принимать усилия по нивелированию западной агрессии.
Скорейшее доведение до населения информации о возможности и условиях прохождения военной службы по контракту, в том числе в именных батальонах «Алга» и «Тимер», позволит гражданам Российской Федерации сделать добровольный и осознанный выбор по вступлению в Вооружённые Силы Российской Федерации, что приведёт к скорейшему достижению целей специальной военной операции на Украине.
Закупку проводили в срочном порядке — «срочность обусловлена необходимостью скорейшего доведения информации о возможности и условиях прохождения военной службы по контракту».
Цену контракта — 1 922 300 ₽ — сформировали исходя из «рынка», но об этом чуть позже. Тут важное примечание: исполнителем в итоге стал не Enter, а другая компания — маркетинговое «Агентство K9», которое тесно связано с журналом через его владельца.
Ярослав Муравьев, пожалуй, самый значительный частный медиаменеджер и медиатехнолог в Татарстане. В январе 2022 года он, подводя итоги предыдущего года, писал у себя в инсте:
В Татарстане количество подписчиков наших проектов уже превысило 6,5 миллионов. Ежемесячный охват СМИ — больше 2 миллионов. За прошлый год: более 1000 интеграций с блогерами, подготовлено больше 30 социологических исследований, наш продакшн выпустил больше сотни креативных роликов, реализовали больше 40 креативных проектов и много чего ещё..».
В техзадании закупки прописаны требуемые охваты на военную агитацию:
Enter этим не занимался — «Грозе» не удалось найти рекламу военной службы в журнале. Для такого контента у Муравьева есть KazanFirst.
Вот только некоторые публикации, заголовки без изменений:
Enter посодействовал иначе — помог сформировать неконкурентную цену закупки. Это называется картельный сговор. Вот как это работает: помимо обоснования срочности, в документе обосновывается и цена. Так бывает, когда государственному заказчику — в этом случае Агентству по печати и массовым коммуникациям РТ — неясно, какую цену выставлять за услугу. Тогда заказчик собирает коммерческие предложения от компаний — они отправляют заказчику документы, которые по сути означают «эта услуга будет стоить N ₽». После чего заказчик рассчитывает финальную цену как среднее значение цен в коммерческих предложениях. В документе так и написано:
Обоснование цены контракта осуществлено методом сопоставления рыночных цен, рассмотрено три коммерческих предложения
— Коммерческое предложение №1 на сумму 1930000 руб
— Коммерческое предложение №2 на сумму 1922300 руб
— Коммерческое предложение №3 на сумму 1914600 руб
Средняя цена — (1930000+1922300+1914600)/3=1922300 руб.
Первое коммерческое предложение как раз от Enter — которым фактически владеет Ярослав Муравьев.
Второе — на 1 914 600 ₽ — от ООО «Квант». Эта компания тоже связана с Ярославом Муравьевым. Она числится учредителем новостного портала «Чебоксары 24», его главный редактор Сергей Магданов — генеральный продюсер «Агентства K9».
Третье — на 1 922 300 ₽ — от «Агентства K9», его подписывал Ярослав Муравьев. Обратите внимание, что цена, которую выставило агентство, совпадает с ценой, которую заказчик получил после вычисления среднего по трем предложениям.
Организация картельного сговора — это уголовное преступление, оно подходит под 178 статью УК РФ «Ограничение конкуренции». «Гроза» направила просьбу проверить закупку в Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ.
В своем инстаграме агентство не особо рассказывает о работе на государство. Но государство всё знает — в документах закупки отмечается, что «Агентство К9» реализовало «множество значимых PR кампаний в РФ». Например, «на выборах Президента РФ-2018, выборах в Госдуму-2021, выборах Президента Татарстана-2020, голосовании за поправки в Конституцию-2020 и т.д.)».
Знает — и благодарит. Вот Ярослав Муравьев показывает благодарственное письмо от президента Путина:
И медаль «За доблестный труд» из рук главы Татарстана Рустама Минниханова.
При этом «недружественные действия коллективного Запада по отношению к России» не мешают Муравьеву отдыхать, например, в Швейцарии или Италии:
Сам «Сибур» не включен в санкционные списки напрямую, но общие санкции против России серьезно повлияли на компанию. В 2022 году от сотрудничества с «Сибуром» отказались 700 европейских компаний — так, на ЕС приходилось 40% экспорта синтетических каучуков с завода в Татарстане.
Большинство собственников «Сибура» и топ-менеджмент компании находятся под персональными санкциями Евросоюза, США и других стран. Держатель самого крупного пакета акций (30,6%), Леонид Михельсон, включен в санкционный список Канады за «содействие и создание условий для нарушения суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины». По аналогичным соображением он внесен в санкционные списки Украины, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании.
Геннадий Тимченко (14,45% акций) — под санкциями ЕС, США, Швейцарии, Японии и тех же стран, которые внесли в списки Леонида Михельсона.
Кирилл Шамалов после свадьбы с предполагаемой дочерью президента Путина Катериной Тихоновой получил 17% акций компании. После развода он покинул совет директоров «Сибура» и продал пакет акций Леониду Михельсону. Находится под санкциями тех же стран, в списках которых числится Геннадий Тимченко.
Акционер «Сибура» Радик Шаймиев находится под санкциями Украины. Его брат Айрат внесен еще и в списки Великобритании и Новой Зеландии.
Ярослав Муравьев в санкционных списках не числится. Пока что.