Непотизм, или кумовство — это одна из возможных форм конфликта интересов, что может приводить к коррупции в вузе. Несмотря на постановления правительства «О противодействии коррупции», в Томском государственном университете (ТГУ) у ректора Эдуарда Галажинского часть семьи работает в вузе, а некоторые проректоры берут пример со своего начальника.
«Гроза» и «Улица Бархатная» рассказывают, кто из руководства вуза создал ситуацию конфликта интересов.
В 2014 году в ТГУ на должность проректора по цифровой трансформации назначили Олега Змеева. Змеев — выпускник Томского государственного университета, доктор физ-мат наук и профессор.
Его карьера в вузе началась в 2002 году, когда он стал доцентом кафедры прикладной информатики факультета информатики. Через три года Змеев занял должность заведующего кафедрой программной инженерии факультета прикладной математики и кибернетики, создание которой он сам же и инициировал. Сейчас это направление в ТГУ называется «Высшая IT школа». Наконец, в 2014 году он стал проректором по цифровой информатизации.
Согласно данным электронной энциклопедии ТГУ, у Олега Змеева двое детей — Диана и Денис.
Оба ребенка пошли по стопам отца — окончили ТГУ и сейчас работают в научно-образовательном центре «Высшая IT школа»: Денис — доцентом, а Диана — ассистентом центра. Академическим руководителем НОЦ по-прежнему значится Олег Змеев.
Денис Змеев — старший сын проректора. После назначения его отца Олега Змеева проректором по информатизации в 2015 год при вузе появляется новая компания — ООО «Крео-Софт», которая занимается «научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук». С момента создания около 27% компании принадлежит Денису Змееву. Еще один учредитель организации — ТГУ, 40% компании принадлежит вузу.
Пост генерального директора в компании занимает еще один сотрудник вуза — начальник управления цифровых решений ТГУ Данила Соколов. В своем профиле в деловой соцсети TenChat он отмечает, что все сотрудники компании также работают в вузе. Помимо этого, Соколов пишет, что организация «активно участвует в жизни „Высшей IT Школы ТГУ“». «Некоторые из нас стояли у истоков создания факультета и буквально создавали его с нуля, а другие присоединились в роли преподавателей и ассистентов», — говорит в своем посте Соколов.
В 2016 году журналисты издания «Томские новости» писали, что программисты из малого инновационного предприятия «Крео-софт» ТГУ улучшили сайт «Бессмертного полка». В период с 2016 по 2018, согласно данным сайта госзакупок, компания «Крео-софт» выполнила четыре заказа от ТГУ (1, 2, 3, 4). Общая сумма госконтрактов — 11,74 миллионов ₽. Основной задачей компании было «оказание услуг по разработке» приложений и сайтов.
Младшая дочь Змеева Диана тоже работает в ТГУ программистом в отделе разработки цифровых решений, а по совместительству — ассистентом в учебном офисе научно-образовательного центра «Высшая IT школа».
В апреле 2022 года Олег Змеев еще числился проректором вуза, однако в октябре того же года его имя пропало со страницы руководства. Сейчас он работает академическим руководителем «Высшей IT школы» ТГУ.
Конфликты интересов, вероятно, возникали не только у бывшего проректора, но и у самого ректора ТГУ Эдуарда Галажинского. Многие члены семьи Галажинского сейчас работают в вузе.
«Ректор очень аккуратно и внимательно относится к конфликту интересов. Как минимум формально, чтобы не просматривались родственники», — говорит о ректоре ТГУ Эдуарде Галажинском источник, знакомый с ситуацией в вузе. Несмотря на это, в ТГУ работают его родственники.
Галажинский занял пост ректора в 2013 году. Он учился все в том же ТГУ — в 1990 году окончил вуз по специальности «История».
Галажинский женат, его супруга, как сказано в энциклопедии ТГУ — Оксана Николаевна Галажинская, в девичестве Мельник. Галажинская тоже работает в ТГУ: она доцент кафедры математической физики. Согласно данным на ее странице в Фейсбуке, она училась в ТГУ.
«У него супруга и мать работали в ТГУ. Когда ужесточили законодательство, он сходу мать уволил», — говорит тот же источник.
Мать Эдуарда Галажинского — Ольга Васильевна Галажинская. В энциклопедии ТГУ сказано, что она тоже училась в этом же вузе, окончила историко-филологический факультет.
В 2015 году при Томском государственном университете открылся экскурсионно-просветительский центр музеев (ЭПЦ). Одну из ведущих должностей там заняла мать ректора Ольга Галажинская — как минимум в 2016 она стала заместителем директора. До конца июля 2017 года Галажинская проработала на этой должности. В то же время на сайте ЭПЦ музеев ТГУ ее указывают в качестве «специалиста по музейной педагогике». Однако на сайте сотрудников ТГУ ее имени нет.
Помимо матери и жены Галажинского в университете также работает его свояченица [сестра жены] — Боровченкова Елена Николаевна. В ее ВК указана ее девичья фамилия Мельник. Как минимум до 2019 года на сайте ТГУ она тоже числилась как Мельник. Сейчас она продолжает работать в ТГУ заведующей общежития «Парус». Эту информацию также подтверждают два наших источника в вузе, близкие к администрации.
Муж Мельник-Боровченковой тоже работал в вузе — совместные фотографии и семейный статус Елена Боровченкова выкладывала на своей страничке в ВК. На главном сайте ТГУ в разделе «Хозяйственное управление» указано, что Владислав Боровченков работает комендантом одного из общежитий. Однако на сайте сотрудников ТГУ его фамилию нельзя найти. До этого Боровченков работал оперуполномоченным в Томске.
Еще в ТГУ работает племянница Галажинского Елизавета Антоновна. Согласно энциклопедии ТГУ, Антон Галажинский, брат ректора, сейчас трудится в Томском политехническом университете. Согласно утечкам данных, адрес полной тезки Елизаветы Галажинской полностью совпадает с адресом Антона Галажинского.
«Можно пробовать ловить людей на бумажках, кто и кому что подписывал, кто и у кого находится в подчинении, но на мой взгляд, главное здесь, что почему-то родственники работают у него в вузе, а не в другом вузе. Это создает впечатление того, что здесь есть конфликт интересов, что это кумовство, и что это плохая практика», — говорит юрист Григорий Машанов о ситуациях конфликта интересов.
В Новосибирске есть филиал Юридического института ТГУ. Его директор — Чумакова Лидия Петровна. Она руководит новосибирским филиалом с 2003 года. В работе филиала также участвует её сын — Алексей Вадимович Чумаков. Он работал в качестве замначальника учебного отдела минимум до 2017 года, поясняет собеседник «Грозы» — в сети не удалось найти подтверждения его слов и архивов страниц за 2017 год. При этом впоследствии ректор ТГУ Эдуард Галажинский выступил против работы сына директора в филиале:
«Ректор достаточно резко поставил ей [директору Чумаковой] условие уволить [своего сына Алексея], хотя это было непросто [директор была против такого решения]. Со временем Алексей стал и есть сейчас как доцент, он до сих пор работает в филиале. В целом, он нормальный сотрудник, но тут ректор, понятно, на принцип пошел», — говорит источник, знакомый с ситуацией в ТГУ.
Сейчас на сайте абитуриентов НЮИ ТГУ можно найти его номер для связи с вузом. Согласно данным сайта ТГУ, Чумаков официально работает в вузе с 2019 года. Сейчас он доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики. В 2022 году получил благодарность ТГУ, а в 2023 — благодарность от Минобрнауки РФ.
В свои студенческие годы Алексей Чумаков занимал пост председателя студенческого совета НЮИ ТГУ. Во время обучения он писал научные работы о «патриотизме» и «гражданственности» в «студенческие годы».
«В студенческие годы происходит мощная социализация личности, определяются ее ценностные ориентиры. Именно в эту пору молодые люди строят планы на будущее, поэтому воспитательной работе в высшем учебном заведении отводится особая роль. В статье освещаются особенности воспитания гражданственности и патриотизма в юридическом вузе на примере деятельности структур студенческого самоуправления Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета», — говорится в одной из научных работ председателя студсовета НЮИ ТГУ Алексея Чумакова за 2014 год.
В 2016 году Алексей Чумаков стал председателем Совета молодых юристов при Новосибирском региональном отделении Ассоциации юристов России. Многие проекты Совета молодых юристов проходят в стенах ТГУ. На сайте самого вуза указано, что НЮИ ТГУ — единственный вуз в Новосибирске, который аккредитован Ассоциацией юристов России.
Как отмечено в статье «Российской газеты» за 2016 год, на тот момент Чумаков — магистрант НЮИ ТГУ. Чуть позже он написал целую колонку о том, чем занимается Совет молодых юристов — воспитанием «патриотов».
«Сегодня недостаточно осознавать свою любовь к Родине, пусть даже на уровне высоких чувств; сегодня патриот — это еще и человек, знающий и уважающий национальное законодательство, соблюдающий права и обязанности человека и гражданина. Таким образом, определен вектор молодежной политики на современном этапе развития нашего общества — патриотическое и правовое воспитание молодежи», — рассказал в своей колонке Чумаков.
Людмила Чумакова тоже состоит в совете Новосибирской организации «Ассоциация юристов России».
По мнению юриста Григория Машанова, чтобы предотвращать конфликт интересов в вузе, законы о противодействии коррупции должны стать более понятными в том числе для тех, кого может коснуться подобная ситуация.
«Я бы сказал, что в законе о противодействии коррупции нужно прямо написать, что конфликт интересов должен касаться либо всех работников госучреждений или по крайней мере тех, кто занимает руководящие должности. Нужно внятно это описать, потому что сейчас у каждого ведомства свои перечни организаций, перечни должностных лиц. Все очень фрагментировано и очень сложно понять, у кого какие правила, кто подает декларацию, кто не подает декларацию. Логику найти очень сложно», — говорит юрист.
Кроме того, Минобрнауки РФ должен больше уделять внимания ситуациям конфликтов интересов в вузах. Сейчас Минобрнауки РФ практически этим не интересуется, считает Машанов.
«Должна быть какая-то демонстрация коммитмента [публичное обязательство] со стороны Минобрнауки, что им интересна эта тема и, безусловно, должны быть какие-то правила увольнения за конфликт интересов, который не был урегулирован. Сам по себе конфликт интересов — не преступление, ты можешь неожиданно для себя оказаться в этой ситуации. Вопрос в том, что ты должен как-то его урегулировать. Поэтому Минобрнауки должно проявить какой-то интерес, потому что сейчас кажется, что им вообще не до этого», — объясняет юрист.