Министерство по делам молодежи Татарстана встретило начало войны под руководством министра Тимура Сулейманова — и первое время старалось поддерживать молодых людей. Тогда Минмол публиковал советы психологов о том, как отвлечься и как разговаривать с родственниками, и даже писал, как купить иностранную валюту. После ведомство долго делало вид, что никакой войны нет.
Так продолжалось до того, как в Министерстве не сменилось руководство и министром не стал Ринат Садыков. За 6 месяцев в должности он успел съездить на оккупированные территории Украины, похвалить участников войны и неоднократно высказаться о «борьбе с экстремизмом».
Главный редактор «Грозы» Леонид Спирин рассказывает, как с приходом Садыкова Министерство по делам молодежи Татарстана окончательно встроилось в государственную колею войны и милитаризации.
Если коротко, государственная молодежная политика Татарстана — ее организации и отдельные функционеры — оказались не готовы всецело и безоговорочно поддержать решение президента Путина начать военное вторжение на территорию Украины.
Так, член молодежного парламента при Госсовете РТ Максим Бутылин в день начала войны написал у себя в Инстаграме: «Обращение Путина в 5:30 утра. Это безумие. Нет слов. Это катастрофа». Утром шестого марта к Бутылину и к некоторым другим казанцам пришли с обыском по делу о «телефонном терроризме».
Заместитель председателя того же Молпарламента Азат Кашапов тоже прокомментировал решение президента Путина: «Это безумие. Сложно поверить в то, что происходит. Мирные граждане Украины этого не заслуживают. Для граждан РФ наступают еще более сложные времена».
21 февраля 2022 года Молпарламент при Казгоргордуме опубликовал в тогда еще не запрещенном Инстаграме пост со словами:
«Всегда можно договориться и прийти к консенсусу. Даже худой мир лучше любой ссоры. Дети, женщины, старики, мужья, братья и сестры — мы должны жить в мире и согласии наций, конфессий, помнить историю и то, что никто не выигрывает в войне».
В августе пост удалили.
Несмотря на то, что Молпарламенты и отдельные провластные активисты не подотчетны Министерству напрямую, курирует госмолполитику в Татарстане все равно Минмол.
В начале войны Министерство возглавлял бывший президент «Лиги студентов» Тимур Сулейманов — выходец из интеллигентной татарской семьи: его отец вице-президент Академии наук РТ, а дед — заслуженный изобретатель Башкирской АССР. В 2007 году он учился в ныне недружественной Испании, сейчас там живут его родители; в детстве он увлекался бальными танцами, писал стихи и играл в футбол. До того, как стать министром, Тимур Сулейманов занимал должность первого зама Дамира Фаттахова, — министра, который по крайней мере старался разговаривать с действительно разной молодежью.
Само Министерство тоже не стало прямо поддерживать решение президента Путина — и заняло скорее нейтральную позицию. 24 февраля 2022 года, в день начала войны против Украины, в отличие от некоторых своих подопечных Министерство по делам молодежи РТ промолчало. На следующий день Минмол опубликовал новостные карточки с обложкой «Татарстан: главное за неделю». О главном — решении президента Путина начать войну — там не сказано.
Следующий пост Минмол опубликовал 27 февраля — с телефонами горячих линий психологической помощи. 2 марта был пост о том, как справляться с тревогой. 4 марта Министерство рассказало как вернуть билет, если рейс отменили. При этом Минмол не прекращал рассказывать о мероприятиях, «возможностях для молодежи» и государственных грантовых конкурсах.
Уже через год, при министре Ринате Садыкове с Днем победы Минмол будет поздравлять так:
20 июня 2022 года в преддверии Дня скорби Минмол рассказывает про акцию «Огненные картины войны», суть которой — почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Вот, как высказывается Сулейманов:
«Ко дню памяти и скорби относимся с трепетом. Акции подобные сегодняшней делают историю живой, объединяют людей разных поколений, напоминают о трагической дате в истории нашей страны и всего человечества».
Через год, к той же дате министр Ринат Садыков говорит уже совсем иначе:
«Сегодня мы чтим историю, которую многие стремятся исказить и уничтожить. Мы — те, кто должен ее защищать и рассказывать правду нашей молодежи. Акция „Огненные картины войны“ — это еще одно подтверждение тому, что Великая Отечественная война — это большой подвиг не только на поле битвы, но и трудового народа».
21 сентября 2022 года президент Путин объявил о начале «частичной» мобилизации на войну против Украины. Минмол без комментариев репостит федеральных коллег: разъяснение «Росмолодежи» о том, что такое мобилизация; горячую линию от объясняем.рф; пост «Росмолодежи» о том, что делать, если вы получили грант, но попали под мобилизацию; и снова публикует номера телефонов психологической помощи. Позже Сулейманов проведет встречу с проректорами по воспитательной работе — там обсудят, как студенты могут получить информацию о мобилизации. В следующем посте Минмол снова попытается успокоить молодежь. А потом еще раз. И еще дважды.
Первую фактическую поддержку войны против Украины Минмол выразил только 5 октября, спустя почти восемь месяцев после ее начала — рассказав о сборе гуманитарной помощи для мобилизованных. «Специальную военную операцию» Минмол впервые упомянул еще через две недели — в посте о федеральной (то есть спущенной сверху) акции «Добрые письма».
«В рамках акции можно выразить слова поддержки и благодарности военнослужащим. Сейчас собрано уже более 3500 писем. Они будут переданы волонтёрам штаба #МЫВМЕСТЕ, которые отправят письма участникам специальной военной операции», — написано в посте Минмола.
В начале войны «Росмолодежь» так же, как и Минмол, рассказывали про грантовые конкурсы, собирали дайджесты новостей (без самой главной новости), публиковали поддерживающие посты, пытались «бороться с фейками» и освещали работу волонтеров, которые помогали «вынужденным переселенцам» из т. н. ДНР и ЛНР.
Однако уже 16 марта, через три недели после начала войны, «Росмолодежь» публикует краткий «исторический» ролик, в котором объясняет причины нападения на Украину. Все начинается с 1918 года — когда образуется Донецко-Криворожская Советская республика, якобы, чтобы Киев не притеснял жителей Донбасса. Через год, согласно ролику, Украина «выпрашивает» у Ленина территорию Донбасса. «Ленин дарит Донбасс Украине; Жителей при этом никто не спрашивает» — в двух пунктах подводит итоги «Росмол». В 2014 году «в результате государственного переворота» к власти в Киеве «приходят нацисты», которые «8 лет бомбят мирное население Донбасса». «Погибают тысячи мирных жителей». Кульминация: в 2022 году Россия проводит «спецоперацию» в целях прекратить «геноцид русского народа и защитить русскоязычное население от нацистов».
«Росмол» публиковал и более обстоятельные комментарии «экспертов» из молодежного политологического клуба «Дигория» — рассказывали про расширение НАТО, народную поддержку действий президента Путина, «не оставили другого выбора» и так далее. С марта градус поддержки войны в канале «Росмола» как минимум не снижался.
Минмол РТ отличается и здесь:
Молчание Министерства по делам молодежи Татарстана критиковал, в частности, декан Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский. В мае 2022 года он писал в своем телеграм-канале:
Что бросается в глаза? Государственным медиа это [пропагандистские лекции для студентов] не интересно от слова СОВСЕМ. Как и минмолу, которому студвесна важнее трудных, откровенных, но столь важных сегодня для молодых дискуссий. <...>
Наша дискуссионная площадка [на базе КФУ] и дальше будет стремиться актуализировать столь назревший диалог молодежи с теми, кто определяет сегодня политические, экономические, медийные тренды. И Медианеделя, и открывшаяся серия дискуссий по актуальным вызовам времени показали, что формат принят молодыми. Видно кому он ненавистен и кому его хочется замалчивать; видно, что формат дает результаты и участники ждут продолжения. Таки мы продолжим.
Публично Тимур Сулейманов до сих пор не высказался в поддержку войны. Хотя случаи для этого выдавались — вот две истории.
Конфликт главы молодежной «патриотической» организации «Форпост» Тимура Камалетдинова с «Грозой». В декабре 2022 года «Гроза» опубликовала высказывания Камалетдинова: в частности, Украину он называл «якобы суверенным государством», протестующих студентов — «крикунами» и заявил, что им «пора им на Колыму, на каторги». После этой публикации Камалетдинов назвал редакцию «Грозы» «идиотами», а наших читателей — «стадом». Редакция обратилась за комментарием к министру Сулейманову — но он впервые не ответил на наш запрос, хотя и прочитал сообщения.
Закупка обмундирования для мобилизованных на войну. 20 октября 2022 года Минмол РТ заключил контракт на поставку обмундирования для мобилизованных на 37 миллионов ₽. Несмотря на крупную сумму, просьбу согласовать закупку подписывал будущий министр Ринат Садыков — саму закупку подписал Сулейманов. Публично о закупке Министерство не сообщало.
В одном из интервью Сулейманов прокомментировал свое назначение так:
Мне кажется, любое изменение — оно про развитие. Я воспринимаю эту должность как огромный карт-бланш, огромное доверие, огромную ответственность. Потому что на мой взгляд нет ничего более важного, чем воспитание детей, подростков, молодежи — потому что это вопрос их самоопределения, вопрос отношения к себе, отношения к окружению, родной республике, отношения к стране. <…> Поэтому, безусловно, для меня это огромная возможность заниматься, как мне кажется, самым важным делом — для каждого человека, для каждой семьи, для каждого региона, для страны в целом.
В телеграм-канале татарстанского «Движения Первых» «специальная военная операция» практически не упоминается — разве что в рамках той же акции «Добрые письма». В федеральном канале «Движения», опять же, войну активно поддерживают.
Уже через месяц после назначения Садыков впервые выразил соболезнования по поводу гибели мобилизованного из Татарстана. В марте он заявил, что якобы лучшие представители молодежи Татарстана участвуют в «специальной военной операции». Позже он даже встретился с одним из них — «удивительно открытым и позитивным» военным. А в мае и вовсе посетил оккупированные российской армией города Украины.
Усилились и разговоры о «патриотическом» воспитании и борьбе с «экстремизмом». В марте Садыков заявил, что Минмол запустит комплексную программу по взаимодействию «с неформальными сообществами» — ведомство намерено усилить их включение в «позитивную повестку». Минмол планирует охватить «профилактикой деструктивных явлений и экстремизма в интернете» не менее 220 000 человек. Он также рекомендовал Молпарламенту Татарстана усилить работу в области «патриотизма». В июне 2023 года он повторил тезис о работе со студентами «из группы риска». В мае Садыков попал под санкции Минфина США, а через месяц — под санкции Евросоюза.
Три года назад Дамир Фаттахов говорил: «Важно, чтобы молодые люди знали, что говорить — не страшно и что их слышат».
Нынешний министр, кажется, уже не хочет слушать тех, кто не согласен с властью:
Огромное количество групп ежедневно создаются с отрицательной повесткой. Мы все помним и знаем сегодня, какие это группы, с каким они контекстом экстремистского характера и, безусловно, конечно же, с ними идет борьба, потому что они работают вне правового поля Российской Федерации.