Если вы столкнулись с нарушением ваших прав в университете — жалоба в прокуратуру, письмо ректору и огласка проблемы действительно могут помочь. Вот пять примеров, когда студентам удалось добиться справедливости.
В сентябре 2024 года в общежитии №7 Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) внезапно ввели комендантский час. Общежитие впервые закрыли на ночь, никого об этом не предупредив. Как минимум семь студентов остались на улице, когда температура была всего +10 градусов.
«Молния» опубликовала пост о случившемся и направила обращение в КГМУ по поводу внезапно введенного комендантского часа.
Ответ прислал ректор — он поблагодарил проект за «содействие в решении возникающих у студентов проблем» и сообщил, что администрация узнала о произошедшем только на следующий день из публикации «Молнии».
По словам ректора, после этого в университете создали комиссию и провели служебное расследование. «Виновное лицо» привлекли к дисциплинарной ответственности, какой именно — не сообщается. А студенты подтвердили, что снова могут приходить в общежитие №7 когда захотят.
Студент написал жалобы в прокуратуру, Минобрнауки РФ и Рособрнадзор. А также подал в на вуз суд.
В июле 2024 года суд признал отчисление Коршунова незаконным и потребовал восстановить студента.
Студентка Петербургского университета путей сообщения (ПГУПС) пригласила к себе в общежитие гостя. Впускать гостей вуз разрешил только в сентябре 2024. На глазах у заместителя коменданта и охранника девушка спокойно прошла к себе в комнату с молодым человеком, а через пять минут от нее потребовали спуститься в кабинет коменданта.
Там заместительница коменданта Галина Томашевская обвинила ее в «пособничестве терроризму» за то, что студентка забыла внести данные гостя в специальную тетрадь, потребовала написать заявление на выселение и освободить комнату через два дня.
Через несколько часов заместительница коменданта разбудила студентку в ее комнате и потребовала, чтобы та снова спустилась в кабинет коменданта.
Девушку обвинили в том, что она «молола херню» про разрешение на гостей с сентября, и заявили, что после заявления в прокуратуру она «никогда больше нигде жить не будет». Томашевская также сравнила студентку с Дарьей Треповой, которую обвинили в организации теракта и убийстве z-блогера Владлена Татарского:
«Вот ты вся такая овечка, безобидная, а хрен его знает, что у тебя в мозгах. Слышала может, на набережной в кафе такая же зашла серая мышь. И человека не стало — талантливого, знаменитого. И ты же не докажешь, что у тебя не было плохих намерений!».
После этого студентку вызвали к ректору Олегу Валинскому. Он удивился, что она написала заявление в прокуратуру и также сказал, что для него было «открытием» и «откровением», что работники общежития «так работают». Валинский пообещал, что студентку оставят в общежитии, а он поговорит с сотрудниками. Как именно он поговорил неизвестно — перед студенткой никто не извинился.
В мае 2024 года в двух общежитиях Томского государственного университета (ТГУ) несколько недель не было горячей воды из-за аварии. Студенты пожаловались администрации вуза, профкому и поставщику горячего водоснабжения «Томск РТС».
В РТС сказали, что «не знают о проблеме». Глава профкома студентов ТГУ Вова Голов порекомендовал ездить мыться в другие общаги — обязательно предъявив паспорт. Проректор ТГУ Сергей Кулижский, который отвечает за общежития вуза, не ответил на обращения.
Студенты попросили опубликовать информацию об отсутствии воды в канале активиста и журналиста Андрея Серафимова «Улица Бархатная». Через несколько часов после публикаций горячую воду дали и пообещали, что вода будет до планового отключения.
Во время выборов президента России многие вузы незаконно агитировали студентов голосовать за Путина. Правозащитный проект «Молния» фиксировал нарушения, публиковал посты о случаях агитации и подавал жалобы в прокуратуру. И добился успеха!
Так, в Смоленске прокуратура признала агитацию в соцсетях филиала РАНХиГС незаконной. За пост на официальной странице в ВК с призывами ставить подписи за выдвижение Путина прокуратура вынесла директору филиала Инне Тимофеевой представление о нарушении.
Это первый случай, когда прокуратура вынесла положительное решение. Прокуратуры других городов и избирательные комиссии обычно отказываются обращать внимание на системную проблему. Однако после жалоб «Молнии» как минимум 17 вузов удалили посты с агитацией, некоторые даже попытались оправдаться «вмешательством хакеров».