В российских вузах появляются ячейки студенческого Братства Академистов — вузы регистрируют их как официальные студенческие объединения. Это не государственная организация — братство спонсирует учредитель «первого русского телеканала» «Царьград» Константин Малофеев.
Академисты — так называют себя участники братства — встречаются с депутатами и губернаторами, «потихоньку» получают государственные или окологосударственные должности, собирают гуманитарную помощь на войну и сами едут воевать против Украины.
Журналист Филипп Смирнов специально для «Грозы» и «Холода» вступил в братство, поговорил с его руководителем и теперь рассказывает, что это за организация, как она устроена и зачем она нужна Константину Малофееву.
Братство Академистов появилось в 2020 году в рамках Общества «Царьград», как пишут «Ведомости» — надпартийной структуры, которую создал владелец одноименного телеканала, политик ультраправого толка Константин Малофеев, чтобы помочь своим сторонникам принять участие на выборах в Госдуму в 2021 году.
Среди задач Братства, как пишут сами Академисты во вступительном посте в ВК — «привитие русскому студенчеству навыков самоорганизации, а также национальной солидарности и взаимопомощи» и «организация студенческих дискуссионных площадок, школ молодого политика».
Незадолго до начала войны против Украины Братство Академистов начало менять структуру — из локального сообщества при Обществе «Царьграда» Академисты выросли до структуры с ячейками во многих крупных российских вузах. Судя по пабликам Академистов в ВК, ячейки открывали как минимум в 20 городах РФ и на оккупированных территориях Украины: в Херсонской области и Крыму.
Ячейки открыты в МГИМО, РАНХиГС, СПбГУ, Горном университете, КубГУ, УрФУ, НГУ, КФУ и других вузах — некоторые из ячеек зарегистрированы как официальное студенческое объединение вуза: то есть, по разрешению и при поддержке администрации.
«За предыдущие годы Академисты показали, что являются не просто подающими надежду перспективными ребятами, а уже состоявшимися личностями, готовыми выполнять сложные задачи. И таких набралось немало. Это и гуманитарные миссии в Донбасс и Новороссию, и проведение научных конференций, и работа с нашими соотечественниками за рубежом, и многое другое. А некоторые из них защищают нашу Родину с оружием в руках», — пишет Малофеев у себя в ВК.
Еще до начала войны Малофеев даже запустил отдельную передачу «Империя будущего» на телеканале «Царьград», где он общался с академистами — «продолжателями дореволюционных традиций патриотического студенческого движения» — и пересказывал им первый том «историософской книги» собственного сочинения «Империя». Программа должна была стать «Азбукой русского империалиста» — о том, «что есть Империя, какова ее суть и значение для будущего России». Последний выпуск передачи вышел 16 апреля 2022 года.
Согласно информации из брендбука Братства, с которым ознакомился автор «Грозы», внедрившись в Братство, движение опирается на веру в то, что скоро произойдет «смена мирового порядка и грандиозные потрясения», в ходе которых «воспрянет новая сверхдержавная Российская Федерация под флагом и с идеями Российской Империи».
«Миссию России» члены братства обобщают до вселенской: Российская Федерация должна победить «глобальное зло», «стоять на страже Христианской Веры и традиционных ценностей», а Русская Православная Церковь должна «получить вселенский статус и стать первенствующей в мировом Православии».
По мнению Академистов, через двадцать лет Россия сможет стать «мировым лидером по темпам научного и технологического развития, а весь ХХІ век станет золотым веком русской культуры, эпохой идейного и культурного доминирования России в мире».
Чтобы вступить в Братство нужно соответствовать четырем идеалам (или столпам) организации, которые отражены в логотипе братства — кресте с двуглавым орлом и «заглавной русской буквой „А“».
Каждая сторона креста символизирует четыре идеала, цитируем:
Еще четыре стороны креста, по мнению Академистов, символизируют четыре стороны света, на которые распространяется культурная, экономическая, политическая и военная экспансия «возрождающейся Российской Империи». При этом в Братстве постулируется, что «каждый должен быть готов к службе в Армии, а также к защите Отечества и Православной Веры».
Академисты подчеркивают свою связь и «историческую преемственность» от правых националистических движений начала 20 века и иногда используют русскую дореволюционную орфографию. Центральная фигура Академистов — председатель Совета министров Российской Империи Петр Столыпин: его день рождения отмечают возложением цветов. Академисты пишут о Столыпине статьи и эссе, в которых пытаются переложить его методы и реформы на современную Россию и проводят Столыпинские чтения.
Исторические материалы о реформах соседствуют со статьей «Генеалогия торжествующей свиньи» — автор-академист зачитал ее на форуме в аннексированном Луганске. В материале рассказывается, что «необандеровский режим [президента Украины Владимира] Зеленского вполне можно рассматривать как еще одно орудие Запада, созданное с целью ослабления главной антиглобалистской силы Евразии — России».
Изюмов родился в Краснодаре; как он пишет на своем сайте, работал агентом по продаже недвижимости, отслужил в армии, получил звание младшего сержанта (но избежал мобилизации) и безуспешно баллотировался в Государственную думу от партии «Новые люди».
С начала войны против Украины Изюмов призывал в своих соцсетях, которые часто репостят сообщества Академистов, не только отменять концерты Shortparis, Леонида Агутина и Анжелики Варум, но и «начать проявлять [на войне] силы, жесткость, где-то даже жестокость». Украину он называет «угрозой русской цивилизации»:
«Сам факт существования враждебного украинского проекта является постоянной угрозой русской цивилизации. Абсолютно вне зависимости от того, кто управляет Украиной — нацистское правительство, фашистское правительство, коммунистическое или либерально-демократическое», — заявил Изюмов в 2023 году изданию «Блокнот Краснодар».
На вопрос о том, насколько он контролирует Братство, Изюмов отвечает, что он «не абсолютный руководитель»:
По сути, это [ячейки Братства] такие же горизонтальные сообщества новых русских людей, которые базируются на основе студенческих групп. В начале у нас была довольно сложная работа со спортивными коллективами на базе «Двуглавого орла», но работы с интеллектуальной русской молодежью не было. Именно для этого «Академисты» были возрождены и сейчас развиваются. Я не абсолютный руководитель как бы там. У нас есть вышестоящее руководство. Я лишь курирую развитие братства по стране.
Здесь есть два подхода. Понятно, что мы не можем полностью контролировать деятельность людей на местах. Мы лишь стараемся ограничивать рамками: у нас такая позиция, такая символика, такие утверждения, которые мы поддерживаем. В этих рамках все сами себе хозяева.
Само собой, бывают ситуации, когда кто-то выходит за рамки и мы приходим, но поскольку у нас есть централизованное финансирование, у нас есть инструменты управления и давления. Если люди не соответствуют — то, конечно, мы прекращаем работу с ними. Это тоже рабочие нормальные процессы, выстраивание и структуризация идеологии.
Работа «с интеллектуальной молодежью» в Братстве пока выливается в читательские клубы, интеллектуальные соревнования в аннексированном Крыму, конференции-телемосты с «военкорами» и встречи для «изучения культуры питья», которые участники называют «симпосиями». Кроме того, в Братстве устраивают балы — например, в Санкт-Петербурге.
Еще у Академистов есть список рекомендованной литературы. В первую очередь Академистам рекомендуют изучить книги самого Константина Малофеева: например, его трехтомник «Империя». В дополнение к ним фигурируют послания старца Филофея; книги «Иван Грозный. Государь» и «Домострой», а также «Геополитика. Учебное пособие» и «Бытие и Империя. Онтология и эсхатология Вселенского Царства» Александра Дугина.
Как сказано на сайте Братства, для Академистов, которые хотят поехать воевать против Украины, в Москве и Санкт-Петербурге проводят занятия по военной подготовке. Академистов учат тактической медицине, навыкам работы с БПЛА и проводят для них стрелковую и тактическую подготовку. Военная подготовка есть и в регионах: например, в Воронеже, Краснодаре и Екатеринбурге.
Тренинги, где академистов учат обращаться с противотанковыми орудиями, операторы братства снимают на видео и выкладывают под бодрый бит в соцсетях. До военного мятежа Евгения Пригожина Академисты планировали привлекать для военных тренингов бывших наемников ЧВК «Вагнер».
Фокус на работе со стрелковым оружием, фронтовой подготовке и борьбе повторяется в Воронежском братстве. Контент их соцсетей отличается мигрантофобией, дублирующей материалы телеканала «Царьград» с обсуждением мигрантов. Кроме контента телеканала академисты репостят с недавних пор ультраконсервативного рэп-исполнителя Мишу Маваши и посты группы «Русский националист».
Публикации о мигрантах также можно найти в официальном сообществе академистов, в постах петербургской, краснодарской и челябинской ячеек. В Москве академисты устраивали лекцию о «неконтролируемой миграции».
В дополнение к военной подготовке члены братства проводят сборы для батальонов, которые воюют против Украины. Например, они отдельно писали про разведотряд ВДВ «Москва», созданный из «числа добровольцев — профессиональных спортсменов и болельщиков флагманских футбольных клубов России из общества „Двуглавый Орел“».
С начала войны против Украины академисты выступали против антивоенных студенческих мероприятий. Например, намеревались выступить за расформирование студсовета истфака СПбГУ, если тот проведет «антивоенное выступление».
В преследовании студентов, несогласных с политикой российских властей, отличились академисты СПбГУ.
СПбГУ уволил преподавателя, а затем отчислил семерых симпатизировавших ему студентов. Академисты СПбГУ получили письмо от проректора по кадрам СПбГУ с благодарностью «за проявленную гражданскую позицию».
Академисты «Екатеринодара», например, провели для школьников лекцию «Герои дней минувших. Герои настоящего». У Академистов КубГУ это целый проект:
«Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу. Именно поэтому мы решили назвать проект, в рамках которого будем посещать школы с просветительскими лекциями, — „Пламя“», — пишут академисты.
Воронежские академисты рассказывали школьникам «о героях Новороссии и о тех идеях, за которые они воевали».
Благодаря контактам общества «Царьград» и Всемирного русского народного собора (ВРНС) Братству удается выходить на контакты с европейскими ультраправыми организациями. Так, в апреле 2024 года «международный клуб московских Академистов» провел телемост «с бразильскими друзьями из организации Nova Resistência [с португальского — «Новое сопротивление»] — «патриотической бразильской организацией, которая выступает за создание справедливого и мультиполярного мироустройства».
Позже академисты поздравили бразильский народ с днем рождения диктатора Жетулиу Варгаса, который правил Бразилией 15 лет. По мнению Академистов, Варгас — «величайший политический деятель в современной истории Бразилии».
Еще академисты СПбГУ в феврале 2024 года презентовали свой клуб на форуме молодежи союзного государства в Белорусском госуниверситете: за круглым столом они вместе с представителями БГУ «обсудили дальнейшее сотрудничество».
С начала мобилизации часть ячеек Академистов рассказывала про юридические консультации в неком правозащитном центре общества «Царьград», другие же призывали идти на фронт: в статье «Комсомольской правды» утверждалось, что Московские академисты были одними из тех, кто сами приходили в военкоматы, чтобы помочь российской армии.
Академисты начали открывать свои ячейки и на оккупированных территориях Украины. С началом украинского контрнаступления осенью 2022 года эти же ячейки пришлось вывозить обратно. Эвакуацию херсонского «русского клуба» в телеграм-канале братства описывали как отдых в пансионатах РФ.
Про открытие новых ячеек Никита Изюмов ответил автору текста так:
Новые ячейки мы открывали по большей части с нуля. Но были и готовые сообщества, которые влились [в Братство]. Мы строим живую организацию. Это не государство, делающее сверху молодежное движение, а органическая структура, где сначала нужно найти лидеров, которые будут вокруг себя собирать людей в регионах и конкретном вузе, помочь им во взаимодействии с администрацией вуза, чтобы не было вопросов кто там во власти и на местах.
То есть мы находим в высшем учебном заведении группу и ее поддерживаем: либо мы пишем объявление и на него откликаются, либо мы знаем каких-то преподавателей в этих вузах, которые знают активных студентов наших взглядов.
Если же преподаватели не соглашаются и не готовы поддержать подобные группы, руководство Братства может попробовать договориться иначе. Так, во внутренних чатах братства обсуждали открытие клуба в Херсоне:
Сам же Изюмов рассказывает об опыте открытия Херсонского клуба с позитивной стороны:
У нас был создан клуб в Херсоне, прекрасное было время освобождения, но он просуществовал недолго: Херсон сдали, и ребята выехали... Эти люди родились и выросли при Украине, молодые студенты, но при этом сохранили в себе русскую идентичность, идеалы Российской Империи. Поэтому, мы активно участвуем и привлекаем студентов. Но пока временно релоцировали членов клуба к нам на Кубань.
Что касается Запорожья, то после оставления Херсона народ там настроение поменял: немного есть опасения. А в Донецке и Луганске открытие [ячеек] и договоры в процессе, идут уже.
В Мариуполе, смех смехом, остались несколько существующих институтов, где есть много молодых. Мы выкладывали фотографии с этих встреч. Наши волонтеры катаются туда в основном. Это хороший, взаимный обмен, обсуждение, и, возможно, в Мариуполе будет отделение свое. Ведь есть ребята, которые стипендиаты, они там с Донбасса, и учатся на деньги нашего благодетеля, это тоже такой неплохой костяк для московского отделения.
Практически каждое из братств собирает гуманитарную помощь и аптечки российским военным; глава братства, в частности, призывал собирать средства и на военные дроны. Петербургские и Омские академисты отправляли «парамилитарный груз» для «народной милиции ЛНР».
Нынешний пресс-секретарь Братства Владислав Евпятьев объясняет: «Академисты — строители Империи. Для нас принципиально быть как можно ближе к фронту ее становления на деле, а не на словах».
Вот, что о воюющих академистах рассказывает Изюмов:
В 2010-х создатель Братства Академистов Константин Малофеев планировал попасть в Совет Федерации, но не получилось — в 2012 году его подозревали в подкупе избирателей во время выборов депутатов в селе Знаменском Смоленской области. Тогда Малофеева сняли с выборов.
В 2014 году олигарх спонсировал сепаратистов на территории самопровозглашенных ЛДНР (Малофеев опровергал это), а также по данным «Новой газеты» мог быть замешан в создании утекшего в сеть плана вмешательства РФ во внутреннюю политику Украины.
Видимых политических должностей в РФ Малофеев по итогам первых восьми лет войны в Донбассе не получил, разве что в 2015 году был награжден орденом «Республики Крым» «За верность долгу».
В 2019 году произошел один из самых важных эпизодов и в итоге провалов политической карьеры Константина Малофеева — сначала он планировал создать новую монархическую партию (не удалось); позже он безуспешно пытался получить контроль над «Справедливой Россией». «Двуглавый орел» тогда воспринимался именно как плацдарм для новой консервативной партии.
Академистов часто знакомят с местными элитами: представителями администраций города и региона. Например, в Ивановской области академисты встречались с главой региона Станиславом Воскресенским; московские академисты встречались с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером; а кубанских академистов пригласили заслушать доклад Общественной палаты Кубани о состоянии гражданского общества.
Об Академистах также говорил и председатель Санкт-Петербургского Закса Александр Бельский: «Мы видим, что ребята такие, достаточно серьезные. Мы провели недавно с ними совместную встречу — достаточно открытый и понятный диалог [был]. Мы видим ребят, которые не ангажированы тем, что они должны быть вовлечены во власть или у них есть какие-то вопросы, связанные с финансированием. Ничего этого нету. То есть это такие хорошие, правильные ребята, воспитанные. Где-то можно сказать, что они идейные».
Те кадры, которые государство готовит для себя и без Академистов, Малофеева, видимо, не устраивают. Вот, что отвечает Изюмов на вопрос, зачем нужны академисты и почему не было бы более логичным использовать структуры Росмолодежи:
Потому что Росмолодежь — неорганическая история. Тут нужен в целом иной подход работы. Я человек, относящийся спорно к действиям нашей нынешней власти и к системе в целом. Я понимаю, что единственный эффективный метод хоть какого-то воздействия для изменения в лучшую сторону — это активный эволюционный путь. Для этого нужно, чтобы у нас было много-много людей, которые способны на что-то, кроме постов в интернете, какие они замечательные. Нужны люди, которые будут обладать навыками госуправления и будут интеллектуальными.
Что касается окологосударственных, с которыми по воле службы приходится общаться, «Молодая гвардия Единой России» — это абсолютно мертвое и существует только за счет бюджета, и это только Москва и Петербург, регионы очень сильно прозябают. «Движение Первых» — это прям государственное движение, но там конкурировать бессмысленно. Это внеидеологичексая история и даже чиновники на местах не особо понимают что с этим делать.
Мы же можем выступать с позицией резерва. Мы подготавливаем идейные кадры в нашей парадигме, которые мы можем продвигать. Если кадры соответствуют: они не просто хорошие русские люди, которые любят черно-желто-белый флаг, а которые способны написать документ, поработать в программах и так далее. Тогда мы их продвигаем. У нас есть успешные кейсы — ребята помощники депутатов, устроенные в администрациях городов, в молодежных парламентах. Потихоньку идет работа, но государство не спешит делиться своим ресурсом.